Частные исполнители в Украине: какие изменения они принесли?

Летом 2016 года был принят закон о частных исполнителях. На данный нормативно-правовой акт возлагались огромные надежды абсолютным большинством украинского юридического сообщества, так как проблема тотального игнорирования решений судов достигла критической отметки, а о бюрократии и коррупции в Государственной исполнительной службе просто ходят легенды.

В этой статье я попытаюсь кратко ответить следующие вопросы: кто такие частные судебные исполнители, каких успехов удалось добиться в рамках соответствующей реформы, а также какие неудачи ее могут ожидать, существует ли в Украине частная исполнительная служба.

Итак, частный исполнитель – это лицо, которое официально уполномочено государством принудительно исполнять решения судов и некоторых других органов.

Как обычно работают частные судебные исполнители?

В первую очередь на имущество должника накладывается арест в пределах суммы задолженности. Таким имуществом может быть не только недвижимость, транспортные средства либо банковские счета, но и бытовая техника, ювелирные изделия, права интеллектуальной собственности (произведения, компьютерные программы, торговые марки). Обычно арест подразумевает лишь запрет отчуждения имущества, но в некоторых случаях может быть наложен и запрет на пользование имуществом.

Впоследствии, если долг не погашен добровольно, арестованное имущество подлежит продаже на аукционе.

Если же в процессе исполнения решения были обнаружены банковские счета должника, то частный исполнитель просто списывает с них деньги и перечисляет их взыскателю.

За свою работу как государственные, так и частные исполнители дополнительно взыскивают с должника 10% от суммы задолженности.

Следует сказать, что на момент написания этой статьи (декабрь 2017 года) в Украине существовало 74 частных исполнителя: распределены они, в основном по таким крупным городам как Киев, Харьков, Одеса. Проверить, является ли то или иное лицо частным исполнителем можно в Реестре частных исполнителей Украины.

Очень важно понимать, что никакой частной исполнительной службы в Украине не существует. Исполнители не могут объединяться в какой-либо форме. Законодательный максимум – несколько частных исполнителей могут делить один офис, но свою деятельность они должны осуществлять раздельно.

Так, основную массу частных исполнителей составляют бывшие сотрудники Государственной исполнительной службы.

Сможет ли закон о частных судебных исполнителях изменить ситуацию к лучшему?

Сама идея реформы – это безусловный позитив для Украины, несмотря на заявления некоторых лиц о легализации «коллекторов с паяльниками». Однако нельзя не отметить тот факт, что реализация реформы была фактически саботирована Министерством юстиции Украины (согласно закону о частных исполнителях именно этот орган отвечает за внедрение реформы, подготовку частных исполнителей, контроль за ними и так далее).

Министерство юстиции Украины неприкрыто пытается превратить функцию контроля за частными исполнителями Украины в частный бизнес. Это относится как к непрозрачному проведению экзаменом частных исполнителей, так и махинации при формировании органов самоуправления исполнителей.

Все это, безусловно, не способствуют развитию конкуренции среди частных судебных исполнителей. А ведь именно она должна обеспечить профессионализм, непредвзятость и независимость представителей этой новой профессии.

Следует констатировать, что 74 частных исполнителя вряд ли могу кардинально изменить ситуацию с исполнением решений судов в Украине, а учитывая позицию Министерства юстиции Украины относительно проведения экзаменов для допуска к профессии, то в 2018 году количество частных исполнителей сильно не изменится.