Main menu

Назначение и проведение экспертиз по новому УПК.

Прошло уже полтора года с тех пор, как все юридическое сообщество Украины "живет" по Уголовно-процессуальному кодексу Украины 2012 года. Этот документ основательно перекроил систему уголовного судопроизводства в Украине, приближая ее к европейским стандартам правосудия.

В частности, существенные изменения также коснулись вопроса инициирования и проведения экспертиз, а также использования выводов таких экспертиз в качестве доказательного материала.

На практике сторонам уголовного производства сложнее всего изменить именно сам подход к проведению экспертиз. Однако, как говорится, чтобы изменить мир, меняться в первую очередь необходимо начать самому. Итак, участники уголовного судопроизводства должны прежде всего осознать и уяснить для себя, что принцип состязательности уголовного судопроизводства значительно расширился, нужно не бояться его использовать (возможно где-то даже «продавливать» практику выгодную защите).

экспертиза

Рассмотрим изменения УПК Украины в подходе к проведению экспертиз, которые гарантируют равные процессуальные рычаги влияния как прокурору/следователю, так и адвокату.

Согласно действующему УПК Украины инициировать проведение экспертизы могут обе стороны уголовного дела.

При этом, сторона защиты уже не зависит от следственных органов, как это было до начала использования нового УПК Украины. Напомним, что до этого момента уголовно-процессуальное законодательство предусматривало для стороны защиты возможность подачи ходатайства к следователю о проведении экспертизы определенного вида.

То есть судьба экспертизы полностью зависела от росчерка пера исключительно следователя. Действующий же УПК Украины основанием проведения экспертизы определяет «обращение стороны уголовного производства», а не ходатайство.

На подзаконном уровне механизм реализации такого права реализован во всем знакомой инструкции Минюста о проведении экспертиз, а также методических рекомендациях о проведении экспертиз, утвержденных тем же ведомством.

Итак, сторона защиты получает новые возможности:

  • Проводить экспертизы без решения следователя;
  • Ставить вопросы для исследования экспертом без вмешательства следователя;
  • Самостоятельно формировать базу для проведения экспертизы.

Безусловно, такие процессуальные возможности сторона защиты будет иметь не во всех категориях уголовных производств. Например, если речь идет о половых преступлениях либо преступлений в сфере оборота наркотических средств, именно сторона обвинения будет иметь процессуальное преимущество на проведение экспертизы, поскольку образцы для экспертизы по таким производствам, как правило, собраны в рамках процессуальных действий следственных органов.

По крайней мере, вопрос допустимости образцов для экспертизы по вышеуказанным категориям дел, отобранные стороной защиты, не урегулирован УПК и определен самой практикой.

Однако существует категория уголовных производств, в которой допустимость образцов, предоставленных стороной защиты для проведения экспертизы, сомнений не вызывает.

Проведение экономических экспертиз.

Это преступления в сфере хозяйственной деятельности – раздел VII Уголовного кодекса Украины. В таких делах чаще всего проводят экономическую экспертизу, где образцами являются документы самого предприятия. Юридическое сопровождение хозяйственной деятельности, правильное хранение первичных документов и их надлежащим образом заверенных копий могут обеспечить сторону защиты более полным комплектом документов по сравнению со стороной обвинения, которая получает такие документы преимущественно в результате обысков или временного доступа к вещам и документам.

экономическая экспертиза назначение

Соответствующая база образцов для проведения экономической экспертизы у стороны защиты может быть более полной и всесторонней, чем у стороны обвинения. Именно более полная база образцов первичных документов может стать преимуществом в оценке двух выводов экспертизы (стороны защиты и обвинения), если такие выводы будут разниться. Также вопрос примененных экспертом методов исследования играет решающую роль для учета и возложения результатов экспертизы в основу судебного решения.

Редакция вопросов для эксперта, формирование базы исследования, определение метода исследования станут основой проведения экономической экспертизы по трансфертному ценообразованию (ТЦУ).

Напомним, что согласно ст. 39 Налогового кодекса Украины корректировке налоговых обязательств подлежат цены контролируемых операций. Однако в самой ст. 39 НК Украины представлен целый перечень оценочных понятий:

  • сопоставление коммерческих и финансовых условий сделок;
  • методы определения цены в контролируемых операциях;

При этом, в ст. 39 НК Украины приведены также и основы для определения таких оценочных понятий, например, в п. 39.3.3.2 НК Украины приведены критерии применения метода сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи).

Итак, критерии указанных понятий и правила их применения указаны в правовой норме – ст. 39 НК Украины и, соответственно, получили законную фиксацию как явление права.

Таким образом, возникает вопрос: «может ли относиться к компетенции судебного эксперта-экономиста вопрос определения цены в контролируемой операции? Или такой вопрос является правовым и не требует специальных знаний эксперта?»

Решение этого вопроса имеет огромное практическое значение, поскольку ч.1 ст. 242 УПК Украины определяет: «Не допускается проведение экспертизы для выяснения вопросов права».

Сама Инструкция по проведению экспертиз на сегодня изменений к проведению экономической экспертизы именно по ТЦУ не предусматривает. Решение вышеуказанного вопросы компетенции судебного эксперта по исследованию вопросов ТЦУ, а также приведения Инструкции по проведению экспертиз в соответствии с действующим законодательством с ТЦУ сейчас является насущной необходимостью для реализации принципа состязательности в уголовном производству. Действующий УПК и НК предоставляют возможность использовать акты проверок, проводимых органами налоговой службы, в качестве доказательного материала в уголовном деле. Качество исследования экономических и финансовых вопросов инспектора ГНИ, к сожалению, вызывает сомнения и является общеизвестной ...

Поэтому чтобы не остаться один на один с таким актом проверки по ТЦУ в уголовном производстве, сторона защиты должна инициировать проведение экспертизы. Однако полным и обоснованным заключение эксперта будет только после решения вышеуказанных вопросов компетенции и изменения подзаконных актов.