Main menu

Уклонение от уплаты налогов и декриминализация хозяйственных преступлений.

уклонение от уплаты налогов

В конце 2011 года Верховная Рада Украины приняла революционные изменения в Уголовный кодекс Украины:

были декриминализированы такие преступления, как уклонение от таможенного контроля и уплаты таможенных платежей. Введены наказания в виде штрафов вместо лишения свободы за уклонение от уплаты налогов и общеобязательных сборов.

Авторы таких изменений ссылались на необходимость распутать руки бизнесу от налоговой петли. И распутали! Только, кажется, бизнесу весьма специфическому, в народе называемом «вертикально интегрированные конвертационные структуры».

В Европе и США, в которые мы якобы стремимся, обязанность платить налоги - основная обязанность гражданина. Соответственно, обеспечение налоговой дисциплины - одна из важнейших сфер государственной политики, реализация которой должна обеспечиваться в том числе, уголовно-правовыми средствами.

Зато Украина - единственная в Европе страна, где за уклонение от уплаты налогов не предусмотрено лишение свободы. Куда идем?

Уклонение от уплаты налогов и других государственных сборов (социальных, таможенных) в цивилизованном мире - одни из самых тяжких преступлений. Оно и не удивительно. Ведь систематическое уклонение от уплаты налогов, во-первых, сопряжены как правило со сложной и заранее запланированной преступной деятельностью. И, во-вторых, влечет за собой ряд других особо тяжких преступлений: легализацию доходов, взяточничество, развитие уголовного сектора соединенного с государственным аппаратом и тому подобное.

Вместо государственного бюджета, средства на налоговые сборы уходят к руководителям конвертационных структур высшего уровня в форме процентов по «обналичиванию»!

Уклонение от уплаты налогов и упрощение ведения бизнеса не имеют ничего общего.

Отмечу, ненаказуемость и декриминализация налоговых и таможенных преступлений не имеет ничего общего с облегчением ведения бизнеса. Ведь для бизнеса необходим стабильный и понятный налоговый закон и адекватные ставки налогов и сборов. И тогда честная компания не будет преступно уклоняться от уплаты налогов ни на гривну, ни на миллион. Декриминализация здесь ни при чем.

А у нас наоборот: декриминализация налоговых преступлений сочетается, например, с ежеквартальной изменением формы налоговых деклараций, огромным количеством налогов и сборов и тому подобное.

На самом деле безнаказанность налоговых преступлений - создание конвертационных центров на уровне государственной политики. Ведь люди, которые зарабатывают на конвертационных центрах миллиарды, вряд ли будут бояться 300000 гривен штрафа за налоговое преступление.

Тоже самое касается и декриминализации «общей» контрабанды. Ведь теперь даже ведения оперативно-розыскных мероприятий по уклонению от уплаты таможенных платежей и перемещения товаров через государственную границу вне таможенного контроля законом не предусмотрено. И как тогда должны проявляться контрабандные товары?

С злоупотреблениями в сфере расследования налоговых и таможенных преступлений нужно бороться другими способами. Например, избранием в отношении лиц, подозреваемых в налоговых преступлениях меры пресечения, не связанной с лишением свободы. Ведь никто не предлагает декриминализировать присвоение вверенного имущества или мошенничество, хотя по этим статьям (190 и 191 УК Украины) правоохранители допускают даже больше злоупотреблений, чем при расследовании налоговых преступлений.

Если новая власть действительно хочет бороться с работой конвертационных центров и контрабандных каналов, коррупцией и теневой экономикой на самом высоком уровне - нет другой альтернативы, кроме возвращения реальной уголовной ответственности (лишение свободы) за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей!